вторник, 8 февраля 2022 г.

Почему Печорин несчастлив и почему он лишний человек? 4 примера сочинений

Почему Печорин несчастлив и почему он лишний человек? 4 примера сочинений

Пример сочинения 1


Человек, находящийся в трагическом положении, испытывает глубокие внутренние страдания, которые обычно порождены не столкновениями с какими-то внешними силами, ставящими под угрозу его важнейшие интересы, а внутренними противоречиями и борьбой, возникающими в сознании, в душе его. Критик Белинский заметил однажды, что "трагическое" именно и заключается "в столкновении естественного влечения сердца" с долгом, в "проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении".

Основные черты характера Печорина – "страсть к противоречиям" и раздвоенность личности. Противоречия проявляются во внешних обстоятельствах жизни героя: он называет себя "странствующим офицером с подорожной по казенной надобности", который "больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы". Что же касается его внутренних противоречий, то Печорин сам ощущает раздвоенность своей натуры, и ощущает трагически, хотя пытается это всячески скрыть. Вот как понимает сам Печорин свою раздвоенность: "Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его..."

Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер, Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность, власть, которую над ним имеет прошлое. Под равнодушием Печорин старается скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой. Он не верит людям, и сам страдает от этого. Герой Лермонтова признается, что иногда понимает вампира, и добавляет, что хочет слыть и слывет "добрым малым". "Вся моя жизнь была цепью неудачных противоречий сердцу или рассудку," – пишет он в дневнике. Печорин ни во что не верит, во всем сомневается. Он сам говорит, что имеет только два убеждения: то, что родился, и то, что когда-нибудь он умрет.

На примере характера Печорина Лермонтов показал диалектичность натуры человека. Всю свою жизнь Печорин пытался обрести цельность, утраченную им еще в юности, когда жизнь была страстью, когда все волновало и манило своею тайной. Но страсть остыла – наступила обыденность. И этой-то обыкновенной жизни Печорин, как и всякий чувствующий человек, хочет избежать. Каким же способом он это делает?

"Узнав хорошо свет и пружины общества", Печорин "стал искусен в науке жизни", но вскоре разочаровался в людях, в свете, общественной деятельности, науках. В нем родилось отчаяние, которое он почел за лучшее скрывать от всех. Печорин начал наблюдать за жизнью людей. В его дневнике записаны результаты этих наблюдений и тех психологических экспериментов, которые он время от времени проводил. Печорин дает афористичные определения счастью, удаче, поэзии, своей жизни.

Все эти определения основаны на знании своей психологии и психологии людей. Печорин делает страшное признание, что страдания и радости других людей "поддерживают его душевные силы". Но в жизни Печорин действует не как злодей. Когда судьба сталкивает его с Грушницким, Печорин хочет найти в этом человеке хорошее, помочь ему. И мы понимаем и не осуждаем Печорина, когда он говорит перед дуэлью, что хочет дать себе моральное право не щадить Грушницкого: он предоставляет тому свободу выбора и пытается подтолкнуть к верному решению. Печорин рискует жизнью ради психологического эксперимента, ради пробуждения в Грушницком лучшего.

В истории литературы за Печориным закрепилось определение «лишний человек»... Это определение стали давать литературным героям, которые ни к чему в жизни не приспособлены: ни к любви, ни к семье, ни к труду. Такой герой болезненно самолюбив, он аналитик и эгоист, он теряет веру и в себя, и в людей и в смысл своего существования. Таков и Печорин. Именно в этом кроются причины его одиночества, и почему он остаётся несчастливым человеком.

Пример сочинения 2

Я вовсе не удивляюсь тому, что Печорин несчастлив и одинок. Это каких терпеливых людей ему нужно было б найти, чтобы они смогли его характер переносить? Терпеть его вредность!

Бэла была очень терпеливой… Она слишком многое ему прощала. При том, что он её практически выкрал, разлучил с ближайшими родственниками, держал взаперти, она простила его. Даже больше – полюбила! И когда он охладел, с ней ему уже стало скучно, Бэла не обиделась, хотя для неё не могло это уже хорошо закончиться. Печорин бы её бросил… А местные, как мы и увидели, её не простили за связь с ним. Она ведь не выбирала! Это Григория Печорина нужно было наказывать. Так вот, даже умирая, она не винила его! А он не подошел к ней – это подло, эгоистично, трусливо. В общем, Бэла, если б осталась жить, смогла бы его терпеть, наверное. Но вот только она ему надоела, поэтому он всё равно был бы одинок!
 
Григорий Александрович не сближается с людьми, не старается кому-то сделать добро. Наоборот! Видя «мирный» быт контрабандистов, он хотел бы его нарушить. Григорий слишком, по-моему, зациклен на себе – он играет людьми, чтобы самоутвердиться. Например, пытается в себя влюбить княжну Мэри – плетет интриги. Не собирается он помочь знакомому, который влюблен в неё, не думает о её чувствах, ведь сам совсем её не любит… Страдает от того, что ему скучно, а скучает он потому, что не углубляется ни во что – скользит по поверхности, как с людьми. У него нет цели – только о собственном удовольствии думает.

Если бы он хотя бы работал над собой, а тут он Григорий считает себя, действительно, героем. Мог бы помогать людям, мог бы просто создать семью, но так как он эгоист, то ему это особенно и не приходит в голову.

Многие люди остаются одинокими, но они часто наслаждаются своей свободой или стараются что-то изменить, а тут он и от одиночества страдает. Как человек, который страдает от переедания, но никак не может есть меньше. Страдает от одиночества, но продолжает отталкивать от себя людей, делать гадости. Женщины, вообще, к нему тянутся, мужчины – готовы дружить и помогать, но Григорий отдаляется от всех, закрывается.

В общем, я думаю, что главная проблема тут в эгоизме.  Мне жаль Григория Александровича, но помогать я б ему не стал – себе дороже! Такого человека лучше всем обходить стороной.

Пример сочинения 3


В романе Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" повествует о Григорие Александровиче Печорине. Главный герой попадает в разные жизненные обстоятельства, встречает много интересных людей, к которым он был неравнодушен, но в каждой главе Печорин остаётся одиноким. Почему же он на протяжении всего произведения одинок и несчастлив?

Григорий Александрович - человек из эпохи "безвременья", "страдающий эгоист", разные случаи из жизни способствовали одиночеству Печорина. Главный герой мог бы быть счастлив в семейной жизни с одной из героинь романа или в дружбе с другими персонажами, но всё же Григорий Александрович оставался всё время один. В своей исповеди Печорин говорит Мери, что он "сделался нравственным калекой": "Лучшие мои чувства,боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли".

Печорин в "бесцветной молодости был готов любить весь мир", но его, к сожалению, никто не понял. Главный герой стал "любить для себя, для собственно удовольствия". У Печорина в отношениях "всегда один раб другого", и не только в дружбе. А Григорий Александрович не может быть рабом, так как для него свобода - дороже всего: "Двадцать раз жизнь свою,даже честь поставлю на карту...но свободы моей не продам". Для любви, для близких людей Печорин не был готов чем-либо жертвовать, он "с жадность поглащал их чувства", и из-за этого никто с данным героем не был счастлив. Также, Печорин всегда заглушает свои истинные чувства разумом, он всегда обдумывает и анализирует свои действия и поступки, и это мешает его истинным, искренним эмоциям пробиваться наружу: "Мне...приятно,что я могу плакать! Впрочем...этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведённая без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок. Всё к лучшему!.. Плакать здорово". Именно по этим причинам главный герой одинок.

Печорин - "эгоист поневоле", не способный на долгую дружбу или любовь. Да, он может испытывать к кому-то искренние чувства, но ему это надоедает, становится скучным, а иногда разум и анализирование собственных действий берёт верх над настоящими чувствами. Главный герой любил для себя, своего самолюбия, все люди были с ним несчастны. Поэтому Печорин одинок и несчастлив.


Пример сочинения 4

Роман “Герой нашего времени” был написан в 1840 году, во времена политической и общественной реакции, которая привела к появлению так называемого образа “лишнего человека”. В. Г. Белинский утверждал, что главный герой произведения – Печорин – это Онегин своего времени. Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя “необходимым действующим лицом всякого пятого акта”.

Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким и лишним человеком.

Сталкивая Печорина сначала с “дикаркой” Бэлой, затем с “добрым” Максимом Максимычем, с “честными контрабандистами, Лермонтов неизменно показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. В “Фаталисте” Печорин сражается уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни общественной чести, ни нравственного удовлетворения, более того, разрушают его, каждый раз лишь усиливая одиночество героя.
Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком”. По мнению Белинского, Печорин, “бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду”.

Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя. Причина подобного отношения к жизни – в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности. “Узнав хорошо свет и пружины общества”, Печорин “стал искусен в науке жизни”, то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю “внешнюю оживленность” его существования.

Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука.

В итоге Печорин погибает. В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии. Таким образом, Лермонтов утверждает, что причина одиночества героя лежит в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был.

После выхода романа в свет критики создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов изобразил самого себя. Познакомившись с этими критическими отзывами, Лермонтов нашел нужным написать предисловие ко второму изданию романа, в котором язвительно высмеял попытки поставить знак равенства между им и его героем. Он заявил, что “Герой нашего времени” – это портрет, составленный из пороков нашего поколения.

Создавая этот портрет, Лермонтов высказал “едкие истины” о его эгоизме, бездействии, растрате сил на пустые занятия, о равнодушии к общественной жизни.

В повести “Княжна Мэри” Печорин рассказывает о само себе, раскрывает свою душу. Недаром, в предисловии сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет история души человеческой. И здесь сильнее всего проявились особенности “Героя нашего времени” как психологического романа.

В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков.

Печорин – жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки? То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других героев о нем, вызывает к нему двойственное чувство.

Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей. Нас отталкивает его равнодушие к людям, его неспособность к настоящей любви, дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки.

Мы видим, что и сам он глубоко страдает и чувствует себя лишним челвоеком. Характер Печорина сложен и противоречив. Он сам говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…” Печорин принадлежит к тому типу лишних людей, для которых в окружающем их обществе нет ни места, ни дела.

Лермонтов ясно указывает на главную причину сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастными. Причину он видел в “ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права…”. Портрет Печорина свидетельствует о его усталости и холодности.

Он равнодушен к своей судьбе, к своему прошлому. Его улыбку, прямо противоположную смыслу слов, не стоит воспринимать как иронию по отношению к Максим Максимычу. Печорин скорее иронизирует над собой, над безнадежностью своего положения, когда все его попытки вторжения в жизнь заканчиваются горьким итогом.

Для Максим Максимыча все прошедшее мило, а для Печорина мучительно.

Печорин не знает другого способа пробуждения души, чем приобщение к страданиям, так его любовь никому не принесла счастья. Орудием казни он также и в отношениях с Верой, которую единственную любит, хоть и разлучен с нею. Отношения с ней подчеркивают, что Печорин, вопреки своему утверждению, способен “безумствовать под влиянием страсти”.

Перед нами человек, наделенный незаурядными качествами, человек огромной воли, и все же человек этот не нашел в своей жизни достойной нравственной цели, которая вела бы сквозь испытания по верному пути. Вместо этого незаурядность натуры Печорина несет только страдания окружающим, одновременно создавая еще большую пустоту в душе героя, не знающего, для какой цели он живет.

Добавим при этом, что таковы были молодые люди современного Лермонтову поколения, и обобщенный образ этого поколения, воплощенный в Печорине дает пищу для ума, заставляя задуматься об актуальности проблемы бесцельно проживаемых жизней. Подобно тому, как канул в Лету Печорин, чья смерть в дороге стала символом так и не обретенного жизненного пути, его конечного пункта, твердой цели, так каждый из нас может исчезнуть с лица земли, не оставив хоть сколько-нибудь значимого следа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий